Rambler's Top100

 

 



Главная --> Содержание номера (декабрь 2009 г.) --> Далее

ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

 

Площадка для диалога

 

Беларусь и Россию объединяют единая многовековая история, культура, прочные семейные связи между гражданами. Народы наших государств испокон веков жили в мире и стремились к совместному процветанию. Основы и традиции, заложенные предками, являются мощным фундаментом для выстраивания эффективных отношений между нашими обществами в XXI веке. Союзное государство Беларуси и России является образованием, не имеющим аналогов в мире, что подтверждает исключительность взаимодействия наших государств.

 

Тем не менее, Союзное государство Беларуси и России проходит и через этапы стагнаций, и в данный момент справедливо будет констатировать факт, что граждане двух братских народов на текущий момент имеют ограниченную возможность использовать весь потенциал и богатство ресурсов Союзного государства как института, отличающегося уникальностью на политической карте мира. Учитывая неоценимый экономический, политический и социальный потенциал сотрудничества, подобная ситуация не может не вызывать озабоченности. На протяжении десяти лет в Союзном государстве принимались и совершенствовались вопросы, касающиеся его политической составляющей. И сегодня достигнут тот уровень, когда выверенная политическая опора может послужить залогом совместного общественного
развития.
Исходим из того, что развитие гражданского активизма и создание дополнительных дискуссионных площадок является приоритетной государственной задачей, до настоящего времени не решавшейся на межгосударственном уровне. Общество, и в особенности средний класс, предоставляет власти максимальный кредит доверия для проведения интенсивных мер по борьбе с последствиями финансово-экономического кризиса, если эта власть открывает гражданам доступ к интеллектуальному медиатору, наделённому особым коммуникативным ресурсом.
Дальнейшее эффективное развитие Союзного государства невозможно в условиях дефицита качественной инфраструктуры обеспечения свободного общественного и интеллектуального пространства.
Именно поэтому на институциональном дизайне Союзного государства должна появиться новая структура, связующая общественные корни двух государств — Общественное собрание России и Беларуси*. Учреждение организации, под крышей которой могли бы на основе принципов равенства и кооперации развивать сотрудничество структуры организованного гражданского общества России и Беларуси представляется, очевидно, необходимым шагом для форсирования процессов развития интеграции России и Беларуси. В этой связи, центральной идеей и лейтмотивом идеи Общественного собрания России и Беларуси стоит обозначить концепцию «Два государства — одно общество», суть которой не требует подробных разъяснений.
Прежде всего, хотелось бы видеть Общественное собрание России и Беларуси как структуру, спозиционированную в качестве «института мысли» (т. н. «think tank»). И сегодня это возможно благодаря богатой россыпи интеллектуального общественного потенциала двух государств.
Миссия Общественного собрания Союзного государст­ва — обеспечение максимально комфортного и качественного взаимодействия граждан, представителей бизнеса, общественных объединений и органов власти Беларуси и России через развитие фундаментальной основы двустороннего сотрудничества — единого организованного гражданского общества. Это обеспечит формирование позитивной и продуктивной атмосферы в Союзном государстве, именуемой межгосударственным консенсусом, который станет залогом эффективного экономического, социального, культурного и политического развития общества двух государств.
Говоря о целях, можно выделить основные: согласование государственно- и социально­значимых интересов граждан и двух государств; способствование развитию институтов гражданского общества и института легитимного посредничества; стимулирование роста гражданского активизма среди граждан двух государств; обеспечение посреднической функции во взаимодействии государств и граждан (их объединений); обеспечение взаимодействия граждан с органами государственной власти по вопросам, не запрещённым действующим законо­дательством.
Общественное собрание России и Беларуси должно объективно работать на обеспечение привлечения граждан к активному участию в управлении делами общества двух государств с целью дальнейшего развития демократических процессов и развития институтов гражданского общества.
Задачи, обуславливаемые поставленными целями, весьма объём­ны: внесудебная защита законных прав и интересов граждан, донесение мнения граждан и их организаций до органов государственной власти по всем вопросам, вызывающим заинтересованность Общественного собрания России и Беларуси или его членов; разъяснительная работа с гражданами и их объединениями по вопросам государственной, внутренней и гуманитарной политики; способствование реализации проектов граждан и их объединений по направлениям развития гражданского общества и укрепления института легитимного посредничества; инициирование и реализация проектов в области поддержки гуманитарной политики государства; мониторинг реакции гражданского общества на события в Союзном государстве и решения, принимаемые органами государственной власти, отслеживание тенденций в общественном сознании, степени защищённости основных прав граждан, возможности реализации их интересов.
Развитие качественного и эффективного диалога между представителями власти, бизнеса и общественных объединений для форсирования процессов модернизации Союзного государства по всем направлениям — то главное, ради чего обосновывается необходимость создания нового общественного органа.
В состав Общественного собрания предлагается включить представителей общественности, науки и бизнеса в соотношении 50 / 50– Беларусь и Россия. Единственная оговорка, скорее больше правовая, состоит в том, что ещё предстоит определить и принять вариант полномочий и правовой ответственности членов (или депутатов) Общественного собрания России и Беларуси. Рекомендуемая версия полномочий включает право обращаться к указанному кругу должностных лиц государств с правом получать в установленный срок ответ от этого лица или лица, его замещающего, а также право внеочередного приёма должностными лицами двух государств. Ответственность вытекает из не менее широкого перечня обязанностей вести прямой и регулярный диалог с гражданами, лично рассматривать поступающие в адрес члена (депутата) Общественного собрания России и Беларуси обращения, реагировать на них в установленный срок, ежегодно публиковать отчёт о проделанной работе. Разумеется, это не исчерпывающий перечень прав и обязанностей, но опыт развития аналогичных институтов в России подсказывает, что именно отсутствие выше­указанных позиций, закреплённых законодательно, приводит к разного рода патовым ситуациям и разногласиям.
В качестве закреплённых за Общественным собранием России и Беларуси функциональных позиций можно выделить следующие:
— укрепление связей и развитие долгосрочного, фундаментального сотрудничества вне зависимости от краткосрочной политической конъюнктуры;
— развитие общественного фундамента для институционализации общей политической системы;
— препятствование распространению националистических настроений и нетерпи­мости;
— расширение каналов прямого сотрудничества и кооперации социальных групп (молодёжных, профессиональных, тематических объединений) России и Беларуси;
— популяризация концепции «Два государства — одно общество» как политического фундамента для расширения сотрудничества в рамках Союзного государства России и Беларуси;
— разработка единых подходов к укреплению сотрудничества организованного гражданского общества и государства для преодоления фундаментальных и сиюминутных кризисов;
— совместное развитие института легитимного посредничества и внесудебной защиты;
— формирование единого «творческого» климата в целях инициирования масштабных стратегических проектов.
Появление новой и уникальной площадки прямого диалога и взаимодействия власти, бизнеса и общественных объединений в институциональном дизайне Союзного государства станет залогом активации диалога в части определения согласованного курса его развития и формирования общественного консенсуса. Благодаря созданию Общественного собрания России и Беларуси институциональная система Союзного государства приблизится к своему «органическому состоянию», в котором баланс между элементами системы является более или менее равномерным.
Поиск консолидированных позиций через практическое сотрудничество между активными единицами формирующихся гражданских обществ является наиболее объективным способом обеспечения совместного движения по направлению к сильному и инициативному третьему сектору. А наличие совместной повестки дня в развитии гражданского общества и третьего сектора, в свою очередь, обеспечит фундаментальную мотивацию для углубления процессов экономической, политической и культурной интеграции российского и белорусского общества.
Популяризация сотрудничества России и Беларуси посредством укрепления платформы для диалога обществ двух государств даст необходимую поддержку развитию интеграционных процессов на всех уровнях, а также напрямую будет способствовать определению приоритетов сотрудничества и формирования совместной повестки дня.

Павел ТОЛПЕГИН,
кандидат технических наук, председатель правления Института анализа политической инфраструктуры

 

Курсы валют ЦБ РФ

 

Информеры - курсы валют

Погода в столицах